Краны подвесные и мостовые
Краны подвесные и мостовые, по типу привода разделяемые на ручные и электрические, устанавливаются в прямоугольных в плане сооружениях для подъема, опускания и перемещения грузов в продольном и поперечном направлениях.
Основными параметрами крана являются грузоподъемность, высота подъема и пролет крана. Грузоподъемность и высота подъема крана аналогичны таковым для тали. Пролетом крана называется расстояние между осями рельсов кранового пути.
Краны подвесные и мостовые с ручным управлением обычно применяют при монтажных и демонтажных работах на небольших сооружениях.
Электрические краны для этих целей целесообразно применять лишь при наличии тяжелого оборудования (массой более 5 т) или оборудования, перемещаемого на большие расстояния по вертикали и горизонтали.
Грузоподъемность крана в зависимости от массы оборудования следует принимать по действующему СНиП.
Управляют кранами, как правило, с пола помещения; исключение составляют мостовые электрические краны большой грузоподъемности, которыми управляют из кабины. Краны подвесные по сравнению с мостовыми не требуют устройства подкрановых путей, вследствие чего упрощается строительная часть сооружения. Кран подвесной с ручным или электрическим управлением представляет собой отрезок двутавра, подвешенный к двум кареткам, каждая из которых передвигается по подвесному монорельсу из двутавровой балки. Монорельсы крепятся к балкам перекрытия. По двутавру, на котором находятся каретки и механизм перемещения крана, двигается ручная или электрическая таль для подъема груза.
Краны подвесные ручные передвигаются по путям механизмом передвижения с помощью усилия, приложенного к поводковой цепи механизма передвижения крана. Передвижение подъемного механизма производится механизмом передвижения тали с помощью рабочего усилия, приложенного к поводковой цепи тали. Подъем груза осуществляется путем приложения рабочего усилия к поводковой цепи механизма подъема или опускания крюка. Кран обслуживается одним — тремя рабочими в зависимости от массы поднимаемого груза. Краны подвесные ручные изготовляются грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т с высотой подъема груза от 3 до 12 м.
Краны подвесные электрические состоят из пролетной двутавровой балки, двух концевых балок и подкосов, соединяющих концевые балки с пролетной. Краны имеют раздельные приводы для передвижения крана, передвижения тали и подъема груза. Управляют подвесными кранами с пола с помощью кнопочной станции.
Подвесные электрические краны изготовляются грузоподъемностью 1; 2; 3,2 и 5 т с высотой подъема 6—36 м. Скорость подъема груза 0,13 м/с, передвижения тали 0,33 м/с, передвижения крана 0,5 м/с.
Краны мостовые отличаются от подвесных большей грузоподъемностью и устанавливаются в сооружениях с большими пролетами. Кроме того, для мостовых кранов здание вдоль стен оборудуется специальными путями, которые опираются или на консоли железобетонных колонн, или на кирпичные пилястры.
Краны мостовые ручные применяются на водопроводно-канализационных сооружениях для периодических монтажных, демонтажных и ремонтных работ в случаях, когда масса перемещаемого груза не превышает 8 т и когда не требуется быстрое выполнение операций. Кран мостовой ручной грузоподъемностью 5 т состоит из трех основных частей: моста, механизма передвижения крана и тали с механизмом подъема и передвижения груза.
Мост представляет собой несущую пролетную двутавровую балку с подкосами для жесткости, опирающуюся на две концевые балки. К несущей балке приварены кронштейны для устанойки подшипников трансмиссии механизма передвижения крана, имеющего ходовую часть и привод. Привод ведущих колес представляет собой трансмиссию с тяговым колесом, установленным в середине моста. На концах трансмиссии имеются шестерни, соединенные с зубчатыми венцами ведущих колес. Механизм передвижения крана приводится в действие бесконечной цепью, проходящей через тяговое колесо. Управление талью как при перемещении груза вдоль несущей балки, так и при подъеме его производится поводковыми цепями с пола помещения.
Изготовляются краны мостовые ручные грузоподъемностью 3,2; 5 и 8 т для подъема на высоту до 12 м.
Краны мостовые электрические. Мост крана составляют несущие балки коробчатого сечения, соединенные двумя поперечными опорными концевыми балками. На верхних поясах несущих балок установлены рельсы для крановой тележки. Механизм передвижения крана состоит из электродвигателя, колодочного тормоза и редуктора, установленных в средней части моста, ведущих и ведомых ходовых колес и трансмиссионного вала, передающего вращение от электродвигателя через редукторы на ходовые колеса. Управление краном осуществляется из кабины, подвешенной к мосту крана со стороны, противоположной расположению главных троллей.
Изготовляются краны мостовые электрические однокрюковые. Скорость подъема главного крюка 0,03 м/с, вспомогательного 0,2 м/с. Скорость передвижения тележки 0,33 м/с, крана 0,83 м/с.
Краны мостовые радиальные. Краны мостовые и подвесные не пригодны для установки в зданиях и насосных станциях круглой в плане формы (шахтного типа). Поэтому для зданий круглой формы целесообразно использовать краны мостовые радиальные (вращающиеся вокруг центральной опоры). Краны радиальные не имеют широкого распространения, поэтому изготовляются индивидуально по специальному заказу. Разработаны конструкции кранов мостовых радиальных ручных грузоподъемностью 5 и 8 т, электрических — 10 т.