Денис Милованов: «Работа с деревом сродни медитации»
Денису Милованову не приходится думать над тем, какую очередную работу выполнить из дерева, здесь действует иной, более тонкий принцип: сам материал подсказывает мастеру ту новую форму, в которой кусок или ствол старого дуба мог бы получить новую жизнь, а художник лишь отсекает все лишнее. Именно поэтому каждый предмет сохраняет в себе ничем не заменимое природное естество.
Денис Милованов — российский художник, добившийся широкого признания за рубежом.
Известен участием в проектах бюро Захи Хадид (2012) и Бориса Вервордта (2015).
Участник крупных международных выставок: MAISON ET OBJET, Paris (2014, 2015), DESIGN MIAMI / BASEL (2015), PAD PARIS (2016), AD COLLECTION, Paris (2016).
В 2016 году работы Дениса Милованова были представлены на персональной выставке в галерее Armel Soyer в Париже.
Сооснователь брендов DENIS MILOVANOV и SÓHA Concept.
Мастерская Дениса Милованова находится в Павловском Посаде.
Денис создает мебель, декоративные и арт-объекты из массива дуба в примитивистском стиле. Работает вручную, вырезая объемы и узоры с помощью бензопилы, по-старорусски вываривая изделия в льняном масле.
Наталья Новикова узнала, как Денису Милованову удается вдохнуть новую жизнь в старое дерево.
Краснодеревщик — редкая профессия. Как вы к ней пришли?
Я считаю себя больше художником. Краснодеревщик — тот, кто производит красивую мебель, долго, кропотливо… Я же работаю иначе, отсекаю лишнее, и делаю это достаточно быстро. Если у меня в голове есть какой-то посыл, то мне надо максимально быстро реализовать его, пока картинка не пропала.
Когда поймали свою волну и стали работать по такому принципу?
Идей было много всегда, они появлялись и пропадали. В восемнадцать я получил профессию столяра-краснодеревщика, потом занимался бизнесом и лишь в сорок лет ощутил непреодолимую тягу делать что-то свое. Начал работать.
Как вы нашли свой стиль, в котором работаете, и как бы вы его охарактеризовали?
Мне почему-то всегда хотелось работать именно с деревом. Наверное, потому что в свое время я увидел огромные стволы деревьев, и они меня сильно поразили своей монументальностью! Мне хотелось сделать из них что-то необычайно крупное, большое, внушительное. Первые эксперименты были не очень удачные, я считаю, а потом, после посещения русского Севера, старых заброшенных деревень, у меня сформировалось видение, как это должно выглядеть. Черные дома, скупые узоры. Примитивизм, основанный на русской культуре, на тех традициях работы с деревом, которые существовали в прошлые века.
Насколько емок этот стиль? Легко ли находить какие-то новые формы, идеи?
В голове постоянно что-то рождается, навеянное наблюдениями, картинками из путешествий. Пытаешься представить, как бы ты сделал ту или иную деталь на свой лад. Это не просто копирование, это свое видение, в котором отражаются старинные техники. Проще говоря, накладываю старое на новое.
Какие личные качества позволили вам работать с этим материалом и какие условия необходимы для творчества?
Целеустремленность нужна. Работаю я на улице и зимой в мороз, и летом в жару, так как использую бензопилу — в помещении с ней работать невозможно.
Какие необычные технологии обработки применяете?
В свое время на Севере я узнал про технологию варки древесины в масле. Раньше в деревнях посуду делали из дерева. Чтобы она не трескалась, ее складывали в чугунок, заливали маслом и ставили в русскую печь на всю ночь. За ночь посуда полностью пропитывалась. Нигде эта технология не была описана подробно. Поэтому до всего я доходил путем экспериментов. В итоге удалось ее реконструировать. Она позволяет добиться интересных эффектов. Из дуба выходят дубильные вещества, и он сам себя окрашивает при высокой температуре. Можно придать изделиям самые разные оттенки — от светло-коричневого до угольно-черного, в зависимости от времени варки. Наши объекты мы вывариваем от нескольких дней до месяца. Учитывая, что габариты фигур внушительные, используем большие емкости. Начинали с кастрюль, закончили огромными чанами, рассчитанными на несколько тонн масла, в которое с помощью специальных кранов погружается объект.
Дерево — традиционный материал. Он очень близок человеку, органичен ему. Что вам лично дает «общение» с деревом и что могут получить люди, которые будут окружать себя живыми и рукотворными предметами?
Для меня работа с деревом сродни медитации. Я полностью отключаюсь, сосредотачиваюсь на объекте, который делаю. Испытываю полное спокойствие и радость от того, чем занимаюсь. А тем, кто привносит в свой дом мои работы, в первую очередь они дарят особые эмоции, ведь не всегда плоды моего творчества обладают практичностью.
Вы являетесь сооснователем двух брендов — Denis Milovanov и SOHA Concept. Это два разных направления в работе? Чем они отличаются друг от друга?
Посыл у них совершенно одинаковый, одна эстетика. Но проект SOHA Concept — это малые формы, скульптуры, аксессуары для дома, посуда, мебель, а Denis Milovanov — крупные формы, которые производятся эксклюзивно в единичных экземплярах.
Насколько такие эксклюзивные работы востребованы у нас в России? Кто является вашими клиентами? Для каких проектов их обычно приобретают?
В основном мы отправляем свои работы на Запад. В России процентов пять от общей массы платежеспособных клиентов готовы поставить наши объекты в свой интерьер. Пообщавшись с ними, я понимаю, что это именно те люди, которые много путешествуют, открывают для себя что-то новое и хотят иметь у себя необычные предметы дизайна, а не просто лакшери-вещи.
Сколько таких работ удается выполнить за год?
Это непредсказуемо. Можно много, а можно и мало.
Вы сохраняете свой принцип — работать с деревьями, которые упали под воздействием каких-то естественных процессов?
Такой уникальный реликт, который мы используем в работе, никто пилить не даст. А дерево, упавшее в силу каких-то катаклизмов, например селевых потоков на склонах гор Северного Кавказа, мы покупаем и используем в работе.
Расскажите немного о своих планах. Пробуете ли вы помимо дерева работать с другими материалами?
Продолжаю работать с дубом. Сейчас планирую плотно использовать мореный дуб, благо его в России большие запасы. Также в рамках SOHA Concept хотим попробовать внедрить в коллекцию изделия из меди. Медь — тоже очень теплый и живой материал. При определенной обработке из него могут получиться не менее интересные изделия, чем из дерева.
Что можете посоветовать начинающим дизайнерам, которые хотят реализовать себя в предметной сфере? На что им обратить внимание, каким образом себя проявить?
Главное, верить в себя и не опускать руки, даже если что-то не получается. Экспериментировать постоянно, стараться путешествовать, открывать для себя что-то новое, вырабатывать свой почерк, как когда-то это делал и я.
А какими предметами вы окружаете себя в своем доме?
Я сапожник без сапог: у меня дома нет ничего из дерева, кроме одной разделочной доски. И вряд ли, наверное, будет, потому что я очень критично к себе отношусь. Если поставлю какой-то объект дома, то буду постоянно искать в нем недостатки и изъяны. Так что ограничусь одной доской.
Фото предоставлены Денисом Миловановым